Главная  Каталог МС  Фото МС  Обучение  Практика  Способности  Игры  Форум  Связь

Отчет об экспедиции на Курилы октябрь 2009

Дневник Бухмастовой Инны (г. Екатеринбург)

Страница    1     2

ВПЕРЕД НА КУНАШИР!
ДНЕВНИК ЭКСПЕДИЦИИ НА КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА .

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Первый ужин на острове, приготовленный на костре согласно графику дежурств. По этому графику каждую ночь кто-то из мужчин охраняет лагерь. Объявлено правило: по одному не ходить. О каждой необходимости отойти от группы сообщать Сергею или Константину. После ужина женская половина идет купаться на горячие источники в сопровождении одного из мужчин. И вот, наконец - то я плюхаюсь в яму, наполненную горячей жидкой грязью. У дальнего края стенки и дно этого углубления в земле совсем горячие. Мгновенно исчезают все признаки телесного дискомфорта: остатки простуды, утомление плечевых мышц от непривычного рюкзака... Полная нирвана... Тут забудешь обо всем... Горячие силы земли вливаются в уставшее тело и дают новую жизнь каждой клеточке, обновляя, исцеляя, заряжая невиданной энергией... Тело как будто висит в невесомости... Не больше 15 минут! 15 минут в этой божественной среде пролетают мгновенно, и мы перемещаемся в соседнюю " ванночку" с чистой горячей минеральной (термальной) водой. Пузырьки всплывают на поверхность...Температура воды неоднородна, где - то холоднее, где-то совсем горячо... А в стороне - одиночная маленькая фумарола - струйки пара над камнями... И все это посереди бамбуковых зарослей и реликтового леса... Уже темнеет, пора в обратный путь. После термальных ванн переживаю состояние вновь родившегося. К нашей стоянке возвращаемся уже в полной темноте. И я сразу иду купаться в Охотское море. После Столбовских источников тело до сих пор горит, и этот жар остывает в холодной пене прилива. После этих двух купаний я просто потеряла дар речи. Абсолютное внутреннее безмолвие. И только море и его жизнь...

А потом было Вече. Мы делились впечатлениями прошедшего дня. Очень хорошая традиция. Пол-дня, проведенные на Кунашире, уже показали, что все, о чем подумаешь, или что захочешь, происходит максимум через несколько часов.
Потом уставшие люди пошли в уютные палатки. А я со спальником пошла на берег моря, собираясь поспать под звездами не больше часа, так как было очень холодно.

На море уже отлив. Сергей нашел мне место на трухлявом дереве, откуда не смоет, рассказал о возможном появлении медведей и лис... Полнолуние, звездное небо, млечный путь, падающая звезда. Потом набежали тучи, и луна освещала движение туч. На берегу наблюдается акустический эффект: кроме плеска волн слышен другой звук, гул. Гул, напоминающий шум поезда. Он распространяется по земле. Две звуковые волны накладываются друг на друга. Если лежать лицом к морю, то этот гул слышен далеко-далеко за спиной . На Хоккайдо видны огни и движущиеся машины с включенными фарами. Уйти отсюда через час невозможно. Море привязывает намертво. Феерическая ночь. Место живое, очень комфортное, с активным движением. Немного сна, очень приятного. Прокручивала цели, простраивала будущее. Впечатлений - на всю жизнь. В 2-30 пришли Костя и Сергей, и мне нужно было возвращаться в палатку. Я увидела вокруг полной луны огромное светящееся кольцо . Что это? - " Это гало " - ответил Сергей.

ИЗ СЛОВАРЯ ЭКСПЕДИЦИИ :

ГАЛО - светящееся кольцо вокруг объекта. Оптический феномен. Гало являются наиболее верным признаком ухудшения погоды.
Впервые в жизни вижу такое. Да тут все впервые, пора привыкнуть. Все небо озарено... Через некоторое время гало исчезло. Я легла спать в палатке. Впервые лежу на земле Кунашира (у моря не считается, там морская стихия). А земля гудит. Это не тот гул, который у моря, уже другой. Глубинные вибрации идут из земли. Утром сахалинцы сказали : " Ты сильно рисковала, ложась спать у моря. Это очень опасно. Ночью медведи ходят на свою территорию, на берег, за рыбой. " Я до сих пор не осознаю эту опасность, воспринимаю так, как будто меня пугают каким-то Бармалеем .

Кунашир... Первая реакция на этот остров – посмотрели (фото) - ошалели - все! собираю рюкзак, еду!!! Сейчас мне даже как-то неловко за такое восприятие. Кунашир несовместим с легкомыслием. Кунашир подстраивает человека под себя. Навязывает свои правила игры. Кунашир начинается с Охотского моря, с Тихого океана. Это огромная мощная система, которая заставляет отбросить все, что было ТАМ (в жизненном опыте, на материке, где-то там еще...) Это не относится к сахалинцам, для них здесь все привычно и известно. А для меня все впервые : и острова, и океан, и многое, многое другое. . Здесь иное мышление, иной образ жизни. Такие, как диктует окружающая среда. Маленький кусочек земли посреди бушующего Мирового океана. Но какой горячей земли!

08.10.2009 г.

МЫС СТОЛБЧАТЫЙ

Раннее утро. Еще раз хочется сказать про место нашей стоянки. По пространственным характеристикам - это чаша, разомкнутая далеко позади на вулкан, а впереди - на море и Хоккайдо. Это такое райское место, здесь чувствуешь себя как в колыбели, как дома, только намного лучше, чем дома. Все вокруг такое мягкое, уютное... Ласкающий все органы чувств зеленый рай. Берег Охотского моря. Коричневый песок. Это самый богатый берег, который я видела. Прилив выносит на песок морские сокровища: раковины, моллюски, небольшие крабики , гребешки, сиреневые морские ежи, комки красных водорослей и полосы ламинарии, и много- много чего еще. И плоды рук человеческих: обрывки цветных канатов, пластиковые шары, резиновые перчатки и всякие разные штуки.
Так много интересных камней. Ярко - оранжевая большая овальная пемза. Сахалинцы рассказывают, что здесь можно найти халцедон. " Это живой камень, с ним можно общаться, получать информацию". Хочется покопаться в этом песочке, рассмотреть все эти дары, но времени хватает только на быстрое купание в утреннем приливе.
После завтрака идем на мыс Столбчатый. Сергей остается в лагере, идут восемь человек. Идти два километра вдоль береговой линии. Минуем группу остроконечных скал, которые называют " Монашки". Действительно, скалы напоминают человеческие фигуры и угловатые лица. Идем по большим камням вдоль моря. Оставляем позади живописные одиночные каменные глыбы. И вот береговая линия сходит на нет. Впереди - отвесная вертикальная скала, о которую бьется морская волна. И где-то здесь Охотское море соединяется с Тихим океаном, и есть еще пролив Измены. Все. Приличной дороги дальше нет. Вертикальная скала, уходящая в морскую пучину, называется прижим.

ИЗ СЛОВАРЯ ЭКСПЕДИЦИИ :

ПРИЖИМ - нагон воды на отвесный (обычно скальный) берег на повороте реки под действием центробежных сил. В результате поперечного смещения воды непосредственно у берега происходит локальное повышение ее уровня с характерными для прижима сильными поверхностными потоками, направленными от берега, которые могут отбросить (не допустить прижатия к берегу) легкое судно , затянутое в прижим.

А с другой стороны прижима - очень высокие неприступные гладкие вертикальные скалы. И откуда-то сверху свисает веревка... Костя ведет нас по прижиму. На прижиме есть небольшие неровности, на них можно вставать, и за такие же шероховатости держаться руками. Прилив, отлив. Прилив, отлив. Надо успеть пройти участок, пока отлив. Прилив - это несколько волн, каждая сильнее предыдущей. Третий вал, седьмой вал, девятый вал...
В общем, прижим - от слова " прижаться". Я не успеваю пройти прижим в отлив. И когда я "стою " на каких- то каменных миллиметрах, одна волна накрывает меня с головой, вторая захлестывает , третья, и каждая следующая сильнее... Вот тут и узнаешь, что такое прижаться. Конечно, я даже и не думала о том, что волна может смыть человека туда, откуда не выбраться. И где наши спасательные жилеты? Пропитавшись насквозь морской водой, с помощью Николая я преодолела этот первый прижим.
А позади меня оставались еще Андрей и Геннадий Владиславович. Посмотрев на нас, они пошли " по веревке". По тем высоким неприступным скалам. Про это наши девушки сказали : "Нормальные герои всегда идут в обход". В интернете есть фотография, как мы идем по прижиму. И к ней комментарий : " Участники настоящие экстремальщики: без страховки и , что удивительно, в тапочках!!!" Это Костя был в сланцах.
Первый прижим самый сложный, дальше скалы были уже под углом наклона. Все эти прижимы, эти скалы, по которым мы карабкаемся - это уже мыс Столбчатый. Все они состоят из отдельных " столбиков", призм... Но по пути не до созерцаний. Таким образом, пройдены два километра. И мы у цели.

Мыс Столбчатый. Уникальный памятник природы, единственный такой на планете. Занесен в реестр Юнеско. Своим происхождением обязан выходу экструзивных пород андезито - базальтового состава. В процессе остывания в водной среде образовались столбчатые отдельности. Столбы имеют форму четырех, пяти и шестигранных призм, поперечник которых в среднем 0.4 - 0.5 м. Разрушенная часть массива в различных плоскостях отшлифована морским прибоем и местами напоминает брусчатую мостовую. Мыс имеет три выступа: Бастион, Орган, Камин.

Мыс Столбчатый - большое место. Пространственные проявления игры стихий крайне разнообразны. Связки, пучки призм, устремленные высоко в небо. Это Орган. Расположенные под наклоном во всех ракурсах. Гладкие отполированные горизонтальные поверхности, где маленькие пяти, шестигранники объединены в крупные , такие же правильные пяти, шестигранники. Выпуклые длинные "языки", уходящие далеко в океан. Отдельные "островки", возвышающиеся над волнами. Каменные изваяния рушатся, осыпаются, крошатся, подтачиваются водой, находятся в движении. Обо все эти неисчислимые геометрические формы бьется океан со всей своей силой. Большая жизнь играет, резвится. Океан образует многочисленные заливы, лагуны, "ванночки", как их здесь называют. Очень динамичное место, где много мощного движения в разнообразных проявлениях. ФГВ говорил о том, что вода здесь - это не вода, а огонь, то есть процессы разрушения. И камень - не земля, а тоже огонь, принцип разрушения. Плюс вулканическое происхождение...

Граница земли и океана размыта, взаимное проникновение стихий друг в друга. Каменная поверхность напоминает чешую или мозаику, и на нее обрушиваются тонны белой пены.
Костя говорил о том, что Орган звучит. На Кунашире все звучит, гудит, играет, имеет свою внутреннюю акустику. Надо уделить время и прислушаться.

Итак, мы пришли сюда. И нам дается тридцать минут на индивидуальную работу. Первым делом я хочу сделать портал и ищу подходящее место для этого. Длинный идеально гладкий выпуклый "язык" тянется далеко в океан. Правильный мозаичный рисунок поверхности. Место завораживает .. Туда я иду делать портал! Приливы, отливы. "Язык" соединен с соседним, на котором я стою, узкой каменной перемычкой. Когда я прохожу по ней, приливная волна накрывает меня с головой, и я держусь за шестигранную призму. Каждая следующая волна сильнее. И вторая волна обрушивается на меня, и я держусь за свою призму. Третья волна легко отрывает меня от камня, и несет куда-то, и я внутри этого потока. Плавать не умею, но страха нет. А потом наступает отлив, и я добираюсь до призм, а там уже Андрей вытаскивает меня на скалы. Короче говоря, смыло волной. Ровно за полминуты Николай снимает с себя сухую одежду и отдает мне. Погиб фотоаппарат, но совсем не жалко. На происшествие ушла половина отведенных тридцати минут. Портал я делаю, глядя со стороны на заветное место. Здесь сахалинцы научили меня: сделать глоток морской воды. Подержать морскую воду во рту, настраиваясь на получение информации, задавая вопрос... Потом проглотить. Своеобразная состройка с морем, океаном. И с этого момента я стала регулярно пить морскую воду, по глоточку.
И вот уже команда "идем обратно". Сегодня у нас плотный график, и в 13 часов мы должны вернуться в лагерь. Обратная дорога по прижимам. Но, дойдя до первого прижима, мужчины совещаются минуту, и ведут нас "по веревке". Мы лезем вверх по почти отвесной скале, держась за страховочную веревку. В скале есть углубления, небольшие ступеньки. А потом спускаемся вниз по гладкой скале, и веревка уже не страховочная. Но это лучше, чем первый прижим. А здесь уже и лагерь рукой подать.

Мой путь на мыс Столбчатый был очень долгим. Я ехала на поезде, летела на самолете, плыла на теплоходе. Ползла по прижимам, меня смывало Тихим океаном. А оказавшись на Столбчатом, я даже не смогла энергетически ощутить это место как следует. Не хватило времени. Впечатления, конечно, незабываемые... Но что я могу сказать об энергетике этого места?
- Ничего человеческого там нет. Чистые сильные энергии.
- Очень мощное движение. Все крутится, вертится, бьется. Кипит неведомая жизнь . Место с доминирующей стихией огня. Чувствуется избыток энергии. Место осталось для меня загадкой. Красивой, многогранной...

Вечером на Вече было коллективное обсуждение итогов дня, в том числе и похода на мыс Столбчатый. ФГВ :
" Маршрут очень опасный. Один неверный шаг... Опасный тем, что скалы вертикальные. Особенно первый прижим. Нужно идти по верху. Альпинистское снаряжение. Веревка, карабин... Обвязываться веревкой... Поход имеет ... категорию сложности."( не запомнила, какую).
А в плане экспедиции поход на Столбчатый обозначен как экскурсия. Это по - сахалински. А по - кунаширски - просто прогулка.
За этот поход у меня особая признательность Николаю, который не покидал меня на всех самых сложных участках. Андрею. Косте в сланцах. Всем мужчинам. Благодарность за помощь, заботу, сухую одежду. После Столбчатого мы вернулись в лагерь, где о нас позаботился Сергей: ждал нас с горячим обедом и охранял палатки от медведей. А дальше начинается следующая страница нашей экспедиции.

После обеда сбор лагеря и обратная дорога по тропе Столбовской. Долгие сборы. Утрамбовка рюкзаков. Прощание с этим гостеприимным местом, которое меньше чем за сутки стало таким родным и горячо любимым. Обратная дорога по тропе Столбовской и попытки запечатлеть в памяти эту древнюю и уникальную экосистему. Рюкзак стал еще тяжелее. У начала тропы нас должны встретить джипы и довезти к вулкану Головнина. Там у нас запланирован подъем на кальдеру. Это шесть километров в гору. Кальдера вулкана Головнина - главный пункт нашей экспедиции. Спуск в жерло действующего вулкана. Кроме озер Горячее и Кипящее там есть еще много других очень интересных объектов, не столь известных. Это я узнала из рассказов Кости. Три километра под тяжестью рюкзака кажутся бесконечными.
В 16-30 мы, наконец, вышли с тропы Столбовской. Только сейчас я смогла переодеть насквозь мокрые после Столбчатого ботинки на сухие кроссовки. Нас ждут знакомые джипы. И вот что говорят водители : «Нам пришло сообщение МЧС: идет серьезный тайфун из Японии. На кальдеру Головнина идти нельзя. Штормовое предупреждение. Сегодня ночью ветер будет 30 м/сек. Вариант - пересидеть на Росинке. Но там река может сильно подниматься. И нам придется вас эвакуировать».
Костя, ФГВ и водители идут посмотреть на стоянку на реке Росинке. Там решили не останавливаться. "Вам лучше пересидеть в гостинице. " И мы поехали в Южно - Курильск, искать гостиницу. Уже вечер. Объехали несколько гостиниц, мест нигде нет, так как на Кунашире сейчас идут выборы. Как последний вариант - разбивать палаточный лагерь на территории метеостанции. Туда мы и направились. Но этот вариант мне совсем не нравится, я думаю о том, что палатки может сдуть ветром. Наши водители звонят, ведут переговоры, ищут для нас жилье. И вот нашелся свободный дом. Хозяйка - Наталья Владимировна, наш экскурсовод из краеведческого музея. "Сын в морях, дом пустует ". И очень скоро мы уже вошли в эти теплые стены, ставшие для нас приютом.
Экспедиция в составе девяти человек поселилась в уютном просторном доме на берегу Тихого океана. На неопределенное время. Все удобства, три комнаты, большая кухня с печкой и окном, выходящим на океан.
Расположились, разместили вещи для просушки, приняли душ, поужинали, поговорили на Вече... Полный комфорт. И ночь на горячей земле Кунашира, и как обычно, всего два - три часа сна...

09.10.2009 г.

ТАЙФУН

Утром - новости по телевизору: " Курилы, Сахалин, Хабаровский край - объявлено чрезвычайное положение. Идет тайфун " Цветок Жасмина ", Япония затоплена, есть жертвы, разрушения, фонари летают".
На Кунашире усилился ветер, дождь. Сидим на кухне и из окна наблюдаем за волнами на Тихом океане. Считаем волны, Николай научил находить девятый вал. Костя пошел узнавать, как нам попасть на Горячий пляж в погранзону. На Кунашире усилился ветер, дождь. Сидим на кухне и из окна наблюдаем за волнами на Тихом океане.
А что думают люди?
- Да мы же тут все переругаемся!
- Столько человек, в замкнутом пространстве... От безделья мы тут будем с ума сходить...
Я думаю о том, что все чаще на этом огненном острове случается то, что захочешь. Время реализации измеряется часами. Уже привыкаю к этому, привыкаю жить так.
Иду на берег океана смотреть тайфун. Сопровождает меня Сергей. Сильнейший ливень. Дождевик, туристические ботинки - промокает все. И вот оно, это безумие. Тихий океан, тайфун. Ради такого зрелища стоило лететь с материка. Дикие волны. Они как двойные: волна из воды и ее двойник из брызг. Волны явно соревнуются. Они готовы уничтожить все на своем пути. Они разгоняются и... показывают, на что способны... превращаясь в грохот и воздушную пену... При этом выделяется такая термоядерная энергия... Безшабашная игра воды, воздуха и земли. И все это один сплошной кипящий огонь. Я готова стоять здесь весь день и смотреть на эти водяные взрывы. Но мне дали только час. Работаю с целями, с будущим, делаю портал.
Традиционный глоток воды. Океан выбросил к моим ногам две большие плоские раковины морских гребешков. Ребристые, обточенные волнами, бело- сиреневые, с перламутром. И еще полупрозрачный золотистый камень. Он в форме башмака с гладкой, отполированной подошвой. " Повезло" - говорит Сергей. " Это халцедон. Редкий камень." И подарил мне найденные здесь же две плоские раковины , изъеденные червем. Час пролетает, как пять минут, Сергей уводит меня чуть ли не насильно.

В 11-30 мы выезжаем на Горячий пляж. Шторм значительно усиливается. Погранзона, контроль, пропуска. Вывеска " Водная станция Динамо". Это что-то вроде санатория, водолечебница. Под открытым небом два бассейна с термальной водой разной степени нагрева. В помещении бассейн с горячей термальной водой. Ручей с холодной водой, с несколькими маленькими водопадами. Все это окружено неплохой экосистемой, высокие старые деревья, цветущая гортензия.
Идет дождь, и мы под дождем курсируем из одного водного объекта в другой. Холодный ручеек - горячий бассейн. Кран с питьевой минеральной водой. Она очень горячая. Я выпиваю сразу две кружки. Костя оформил пропуска на Горячий пляж на сегодня и на завтра.
Мы - пилигримы, пережидающие тайфун. И в нашем положении так приятны эти расслабляющие водные процедуры. Для нас это просто спасение. Но... с настоящими термальными источниками, со Столбовскими, даже сопоставить нельзя. Это как настоящий бриллиант рядом с фальшивым.

Домой вернулись около 16 часов. Обед, который готовят дежурные, строго по графику, по заранее составленному меню. И обсуждение нашей дальнейшей судьбы.

" Костя, а можно было заранее знать про тайфун? " - " Нет, это невозможно." Незадолго до нашей экспедиции было землетрясение в Индонезии. Костя говорит о том, что сейсмическая активность распространяется от эпицентра по энергетическим линиям (узлам, точкам), и перед началом экспедиции он отслеживал это распространение. Самые внимательные участники экспедиции заметили два подземных толчка во время нашего нахождения в доме. Итак, обсуждение нашей дальнейшей судьбы. Вопросов всего лишь два: посещение кальдеры вулкана Головнина - главная цель экспедиции и отъезд с Кунашира. " Попасть сюда легче, чем отсюда выбраться " - говорит Костя.

И поэтому снова...

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МЕСТНОГО ТРАНСПОРТА

Теплоход «Игорь Фархутдинов» должен прибыть на Кунашир в ближайшие дни. А потом он уйдет на месяц в Японию. Другого водного транспорта нет. Прибыть «Фархутдинов» может в любой момент. Это зависит от погоды. Билеты на теплоход можно купить только на самом теплоходе! ! ! А для этого сначала нужно на него попасть. На рейде есть касса. Там можно купить билеты на плашкоут. Но, попав на плашкоут, еще неизвестно, попадешь ли ты с него на «Фархутдинов». А, попав на «Фархутдинов», неизвестно, хватит ли тебе билета собственно на теплоход. Костя говорит об этом так: " В кассу на рейде стоит 130 человек. Билеты на плашкоут покупают 70 . 70 человек плывут на плашкоуте. На «Фархутдинов» покупают билеты 30 человек. Остальные плывут на плашкоуте обратно на Кунашир. (Не солоно хлебавши. Прокатились, так сказать.) Все об этом знают. Все воспринимают это спокойно Действительно, все участники экспедиции об этом знают, и только для меня это шокирующая новость. " Ты будешь биться о борт теплохода, и никто тебя не возьмет" - так мне сказал Костя.
" Здесь нет расписания. Здесь есть только тарифы" - это очередное изречение Константина. Будучи на рейде, я все- таки увидела расписание движения теплохода И, «Фархутдинов». Но это только формальность. Расписание, естественно, не соблюдается. Все меняется непредсказуемо. Все зависит от погоды. И от капитана теплохода, который здесь Царь и Бог. Да и сам теплоход «Фархутдинов», как я увидела в дальнейшем, здесь Царь и Бог. Местное ВСЕ. Короче говоря, желающих отплыть бывает больше, чем может принять на борт теплоход. А еще на Кунашире есть аэродром. Самолет летает раз в неделю. На мой вопрос " Так можно улететь на самолете?" Костя ответил так: " У нас есть лишь шанс улететь на самолете". Видимо, с самолетом ситуация примерно такая же, как с «Фархутдиновым». Костя рассказал о том, что от одной ДЭИРовской женщины на Сахалине он слышал о том, что людей на борт теплохода поднимали в сетке. Никто из участников экспедиции с этим лично не сталкивался, но тоже слышали об этом. Кто- то говорит , что это называется "грузовой парашют".
С того момента, как мы поселились в доме, все участники экспедиции - сахалинцы стали очень интенсивно созваниваться с домом. Звонки лихорадочно шли в обе стороны. Кунашир - Сахалин и обратно. Понятно - беспокойство о родных и близких во время тайфуна . Беспокойство о местонахождении «Фархутдинова»! (что равнозначно) Где он сейчас стоит. Куда он пойдет. Когда... Противоречивая информация менялась каждый час. Я оказалась в горячей точке. Информационно горячей. Потоки информации так и струились вокруг. Задействованы были все источники. Подключены все каналы социальных связей. Когда начался тайфун, Костя спросил : " Кому нужно уезжать ? " Ответы : " Мне. Мне нужно на работу". " Мне. Мне нужно на работу". "Мне. Нужно на работу". Потом этот вопрос от Константина прозвучал еще раз. Я понимаю это так : на тот случай, если обратных билетов не хватит всем, Костя выяснял , кому надо вернуться в первую очередь. Люди хотели домой. Люди рвались домой. Все сразу вспомнили про работу. Остров, океан, тайфун - для всех в экспедиции, кроме меня, все это давно знакомо и привычно. А для меня каждая минута на Кунашире стала таким счастьем... Шторм, тайфун, океан, остров, стихия огня, мгновенное исполнение желаний... И где - то там вулканы... Уезжать я не хотела. И о борт Фархутдинова биться уж точно бы не стала. Я выяснила, что на острове есть интернет и Сбербанк. ( единственный из банков) А банкоматов нет.
Звонки, звонки, звонки . «Фархутдинов» болтается на рейде в Корсакове». «Фархутдинов» там...» «Фархутдинов» там...» «Придет тогда... « « Пойдет таким маршрутом... « Версии, слухи, опровержения. Его ждут как манну небесную. Как нам повезло, что тайфун не застал нас на теплоходе. Болтались бы на якоре в шторм несколько суток... «В шторм на теплоходе летает все. Обед готовили два раза. У них вся каша по стенам...».
А еще, как только приехали в дом, Костя несколько раз спрашивал: " Кто хочет проголосовать?" На Кунашире выборы. И это событие равносильно тайфуну! Стихия социальная идет паралельно стихии природной. Отношение к выборам на Кунашире противоположно тому же на Большой Земле. На Кунашире за один голос борются. И один голос способен повлиять на исход. Там все голосуют. И им не все равно.